Переводчик китайского языка
Воропаев Николай Николаевич
+7 (903) 125-44-60
voropaev@vokitai.ru

Китайское кино

В октябре 2009 года в праздничном номере одной китайской газеты, посвящённом 60-ой годовщине образования Нового Китая (Китайской народной республики), мне встретилась интересная подборка материалов про китайский кинематограф с 1949 по 2009 год. Авторы статьи выделили самые значимые, известные и любимые кинофильмы и представили их кадрами или афишами с краткими аннотациями.

Я рассматриваю эти кинофильмы как прецедентные тексты, а их названия – прецедентные имена (о прецедентных текстах и именах см. раздел Научная деятельность).

Приглашаю ознакомиться с базовой информацией о самых значительных фильмах китайского кинематографа за период с 1949 по 2009 гг.

Подробную информацию о фильмах и сами фильмы можно найти в Интернете по названию фильма на китайском языке (например, на www.baidu.com), на русском языке (если этот фильм или его название переводились на русский язык, и мы использовали здесь устоявшийся вариант перевода названия фильма, например, фильм «Седая девушка») или по названию фильма, записанного алфавитом ханьюй пиньинь на любых сайтах, например, Liang Shanbo yu Zhu Yingtai (Лян Шаньбо и Чжу Интай).

1949 «Мост» Qiao
Режиссёр: Ван Бинь
В главных ролях: Чэнь Цян, Ду Дэфу, Люй Бань

Это первый художественный фильм, созданный в освобождённых районах и открывший новый путь для развития отечественного кино. Этот фильм значим тем, что политический энтузиазм тех лет в нём показан жизненно и ярко.

1950 «Седая девушка» Bai mao nü (Baimaonü)
Режиссёр: Ван Бинь
В главных ролях: Тянь Хуа, Чжан Шоувэй, Ху Пэн, Чэнь Цян, Ли Жэньлинь

Первое кино в Новом Китае, которое потрясло всю страну. В фильме наряду с оригинальными приёмами кинематографа широко используется прекрасная и проникновенная музыка народных песен из оригинальной одноимённой оперы.

1951 «Повесть о новых героях» Xin ernü yingxiong zhuan
Режиссёры: Ши Дуншань, Люй Бань
В главных ролях: Яо Сянли, Се Тянь, Го Юньтай

Фильм насыщен содержанием и персонажами. В картине удачно сочетаются историзм и жизненность. В художественном плане это очень лаконичное, жизнеутверждающее, лёгкое и понятное кино. В фильме в полной мере проявилось стремление второго поколения китайских режиссёров к художественному поиску нового, к переменам.

1952 «Канава Драконов ус» Long xu gou
Режиссёр: Сянь Цюнь
В главных ролях: Чжан Фа, Чэнь Шивэнь, Ли Пинь

Хвалебный гимн Новому социалистическому Китаю. Первая в Китае экранизация классического произведения – одноимённой пьесы знаменитого писателя Лао Шэ. Фильм несёт на себе глубокий отпечаток той эпохи.

1953 «Хитростью взяли Хуашань» Zhi qu Huashan
Режиссёр: Го Вэй
В главных ролях: Го Юньтай, Ли Цзиньбан

Среди ранних фильмов о войне этот фильм отличается новой стилистикой. Здесь нет преувеличенных и приукрашенных напряжённых фронтовых ситуаций, когда бьются не на жизнь, а на смерть. Но ярко показаны мудрость и умения командиров и бойцов китайской армии при взятии горы Хуашань. Фильм больше похож на приключенческий.

1954 «Лян Шаньбо и Чжу Интай» Liang Shanbo yu Zhu Yingtai
Режиссёр: Ли Ханьсян
В главных ролях: Лин Бо, Юэ Ди, Жэнь Цзе

Первое в Новом Китае цветное кино. Почти идеальное воспроизведение традиционного китайского театрального представления. Великий мастер комедии Чарли Чаплин так оценил этот фильм: «Никогда не видел столь необычное кино».

1955 «Партизанский отряд на равнине» Pingyuan youjidui
Режиссёр: Чан Чжэньхуа
В главных ролях: Ли Тецзюнь, Лю Яньцзинь, Гу Цзы

Два самых ярких образа, созданных в этом фильме это командир партизанского отряда Ли Сянъян и командир роты японской армии.

1956 «Восхождение на Ганьлин» Shang Gan ling
Режиссёры: Линь Шань, Ша Мэн
В главных ролях: Гао Баочэн, Лю Лэй, Сюй Линьгэ

Первый фильм о помощи Китая Корее в войне против США.

В основе сюжета фильма знаменитое сражение за восхождение на хребет Ганьлин. Песня «Родина моя» из этого кинофильма популярна до сих пор.

1957 «История в Любао» Liubao de gushi
Режиссёр: Ван Пин
В главных ролях: Ляо Юлян, Сюй Линьгэ, Тао Юйлин

Первое в Новом Китае произведение кинорежиссёра женщины. Это также одна из немногих в Новом Китае любовных киноисторий, в основе которых военная тема. А песня из этого кинофильма «В весенний день после зимы» стала для всех приятным сюрпризом.

1958 «Бессмертные волны» Yong bu xiaoshi de dianbo
Режиссёр: Ван Пин
В главных ролях: Ван Синьган, Сунь Даолинь, Юань Ся

Фильм основан на реальных событиях. В год выхода фильма в прокат кинотеатры были забиты до отказа. Два ведущих актёра Сунь Даолинь и Ван Синьган продемонстрировали выдающееся актерское мастерство.

1959 «Пять Цзиньхуа» Wu duo Jinhua
Режиссёр: Ван Цзяи
В главных ролях: Ян Ликунь, Ван Суя, Чжу Ицзинь

Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин и другие руководители страны большое внимание уделяли празднованию 10-летия образования государства и лично контролировали приуроченные к этой дате проекты. Одним из таких проектов стал кинофильм «Пять Цзиньхуа», который был продемонстрирован в 46 странах и регионах мира. Таким образом, фильм побил тогдашний рекорд по количеству выпущенных копий китайского кино за рубежом. [Цзиньхуа – имя девушки.]

1960 «Третья сестрица Лю» Liu san jie
Режиссёр: Су Ли
В главных ролях: Лян Инь, Хуан Ваньцю, Лю Шилун

Первый в Новом Китае музыкальный художественный фильм. А музыка из этого фильма и по сей день является самой известной в истории китайского кино. Прекрасные мелодии песен идеально сочетаются с волшебными пейзажами окрестностей города Гуйлинь провинции Гуанси.

1961 «Красноармейка» («Красный женский отряд») Hongse niangzi jun
Режиссёр: Се Цзинь
В главных ролях: Чжу Сицзюань, Ван Синьган, Сян Мэй

Фильм был удостоен гран-при первого кинофестиваля «Сто цветов». Оригинальный и остроумный замысел режиссёра, чёткая и мастерская работа оператора, а также захватывающий сюжет позволили этому фильму занять важное место в истории кинематографа Нового Китая.

1962 «Ли Шуаншуан» Li Shuangshuang
Режиссёр: Лу Жэнь
В главных ролях: Чжан Жуйфан, Чжун Синхо, Чжан Вэньжун

В фильме прекрасно показана жизнь сельчан в Новом Китае. Основным достижением фильма является то, что в нём «схвачено важное и отброшено несущественное», в фильме отвергнут шаблон «классовой борьбы». Картина была удостоена гран-при второго кинофестиваля «Сто цветов» в четырёх номинациях. [Ли Шуаншуан – фамилия и имя главной героини фильма.]

1963 «Гость ледяной горы» Bingshan shang de laike
Режиссёр: Чжао Синьшуй
В главных ролях: Лян Инь, Гу Юйин, Энь Хэлинь

Являясь лучшим кино Синьцзяна, фильм в истории кинематографа Нового Китая занимает важное место, особенно среди фильмов о Синьцзяне. Главная песня фильма «Почему так алеют цветы» до сих пор всеми любима. [Синьцзян – Синьцзян-Уйгурский автономный район Китайской народной республики.]

1964 «Сыновья и дочери герои» Yingxiong er nü
Режиссёр: У Чжаоди
В главных ролях: Лю Шансянь, Лю Шилун, Тянь Фан

В фильме показаны все трудности пути революции, а также трогательные взаимоотношения между отцом и дочерью, между братом и сестрой. Слова Ван Чэна: «Ради победы стреляйте из пушек в меня!» глубоко запали в память нескольких поколений зрителей. [Ван Чэн – один из главных героев фильма.]

1965 «Алеет Восток» Dongfang hong
Режиссёр: Ван Пин

Первое в Новом Китае масштабное произведение, в котором посредством песен и танцев всесторонне отображена история китайской революции. В фильме задействованы самые известные и выдающиеся артисты и деятели искусств того времени и более 3000 человек в качестве массовки. Картина с грандиозным размахом и энтузиазмом воспевает дух и облик эпохи Нового стремительно развивающегося Китая.

1966 «Испытание большой волной» Da lang tao sha
Режиссёр: И Линь
В главных ролях: Лю Гуаньсюн, Ши Цзинь, Цзянь Жуйчао

В 1966 году сразу же было объявлено о том, что фильм является контрреволюционным и «серьёзно искажает исторические факты революционного периода». Картина была также определена как одна из «десяти больших ядовитых трав» (так называли вредные произведения искусства) и запрещена к публичному показу. Пример трудного пути китайского кино в те жестокие годы.

1967 «Однорукий меченосец» Du bi dao
Режиссёр: Чжан Чэ
В главных ролях: Цзян Давэй, Ди Лун, Гу Фэн, Ван Чжун

Первое в истории Гонконга кино, совершившее международный миллионный прорыв по кассовым сборам. Это также первый фильм, перенёсший китайские военные науки на киноэкран и оказавший влияние на мировой кинематограф.

1968 «Рассвет» Po xiao shifen
Режиссёры: Ли Ханьсян, Сун Цуньшоу
В главных ролях: Ян Цюнь, Чжао Липин, Хань Су, Ма Цзи

Первое серьёзное кино на китайском языке, произведённое за пределами материкового Китая, в котором глубоко переосмыслены культура традиционного китайского патриархального общества и проблемы низменности человеческой натуры. Первое некоммерческое кино для мыслящих людей.

1973 «27-я Генеральная Ассамблея ООН» Er shi qi jie Lianda

Цветной хроникально-документальный кинофильм. В обстановке того времени работники кино и новостных подразделений при Центральном Комитете Коммунистической Партии Китая, испытывая постоянное давление, честно выполнили свою работу и оставили нам реалистичные ценные кинофотоматериалы.

1974 «Весенний день погожий» Yan yang tian
Режиссёр: Линь Нун
В главных ролях: Го Чжэньцин, Чжан Ляньвэнь, Ма Цзинъу

В фильме с пафосом воспевается вновь зарождающаяся в борьбе и опасностях сила. Фильм наполнен мощными эмоциями и переживаниями людей.

1975 «Чуньмяо» Chunmiao
Режиссёры: Се Цзинь, Янь Били, Лян Тиндо
В главных ролях: Ли Сюмин, Фэн Ци, Да Шичан, Лю Цзынун, Гао Баочэн

В этом фильме воспевание «босоногого врача» (наскоро подготовленного из крестьян во время Культурной революции) тесно связано с борьбой против тех, кто тяготел к капитализму. Картине присущи все те особенности, которыми обладали многие произведения искусства в период Культурной революции.

1976 «Красной Армии не страшны трудности дальнего похода» Hongjun bu pa yuanzheng nan
Режиссёр: Ван Пин

Крупноформатный музыкальный фильм, повествующий о том, как рабоче-крестьянская Красная Армия Китая под руководством товарища Мао Цзэдуна совершила Великий поход длиною двадцать пять тысяч ли (мера длины, равная 0,5 км) и с победой достигла севера провинции Шэньси.

1977 «Молодость» Qingchun (Qing chun)
Режиссёр: Се Цзинь
В главных ролях: Чэнь Чун, Ван Сиянь, Юань Юэ

Первая работа режиссёра Се Цзинь после окончания Культурной революции. В фильме дебютировала будущая кинозвезда Чэнь Чун.

1980 «Любовь в горах Лушань» Lushan lian
Режиссёр: Хуан Цзумо
В главных ролях: Чжан Юй, Го Кайминь, Вэнь Сиин

Первый после Культурной революции фильм про любовь. Международная штаб-квартира Гиннеса в Великобритании удостоила фильм звания «кино, которое дольше всех в мире непрерывно демонстрировалось в одних и тех же кинотеатрах».

1981 «Легенда горы Тяньюньшань» Tianyunshan chuanqi
Режиссёр: Се Цзинь
В главных ролях: Ши Цзяньлань, Ван Фули, Ши Вэйцзянь

Данный фильм на первой церемонии вручения наград национальной премии Китая за достижения в кинематографе «Золотой Петух» в 1981 году был удостоен премий в таких номинациях как, лучший художественный фильм, лучшая режиссёрская работа, лучшая работа оператора, выдающиеся художественные достоинства. В 1982 году на первой церемонии вручения наград кинофестиваля в Гонконге картина была удостоена премии в номинации лучший фильм.

1982 «Шаолиньский монастырь» Shaolin si
Режиссёр: Чжан Синьянь
В главных ролях: Ли Ляньцзе, Дин Лань, Юй Чэнхуэй

Этот фильм в 80-х годах прошлого века в Китае и даже во всём мире вызвал бум интереса к новому кино с боевым искусством ушу. А Ли Ляньцзе (Джет Ли) благодаря этой картине как по мановению волшебной палочки из чемпиона по ушу в один миг превратился в кинозвезду.

1986 «Посёлок Фужун» Furong zhen
Режиссёр: Се Цзинь
В главных ролях: Цзян Вэнь, Лю Сяоцин, Сюй Сунцзы

Фильм охватывает десять с лишним лет из жизни обычных жителей посёлка Фужун до, во время и после Культурной революции. Это повествование о непростой судьбе этих людей. Картина заставляет задуматься об истоках ультралевой идеологии и заново оценить некоторые аспекты национальной истории. Фильм воспевает третий пленум Центрального Комитета коммунистической партии Китая одиннадцатого созыва, который сыграл важную роль в истории страны.

1987 «Старый колодец» Lao jing
Режиссёр: У Тяньмин
В главных ролях: Люй Липин, Чжан Имоу, Лян Юйцзинь

В фильме реалистично показана самоотверженность сельской молодёжи того времени. Картина воспевает упорство, решимость и энергию китайской нации. Эта картина вызвала большой общественный резонанс.

1988 «Красный гаолян» Hong gaoliang
Режиссёр: Чжан Имоу
В главных ролях: Цзян Вэнь, Гун Ли

Первый китайский фильм, который был удостоен гран-при международного кинофестиваля высшего уровня за рубежом («Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля). Картина считается новым этапом в развитии китайского кино и пионером активного выхода китайских фильмов на мировой рынок.

1992 «История Цю Цзюй» («Цю Цзюй идёт в суд» или «Цю Цзюй судится») Qiu Ju da guansi
Режиссёр: Чжан Имоу
В главных ролях: Гун Ли, Лэй Кэшэн, Гэ Чжицзюнь, Лю Пэйци

Один из шедевров режиссёра Чжан Имоу. Фильм был удостоен «Золотого льва» в номинации лучший фильм на 49-ом кинофестивале в Венеции, а также на этом же кинофестивале получил премию за лучшую женскую роль. На 15-ом кинофестивале «Сто цветов» в Китае картина была удостоена премии за лучший фильм и за лучшую женскую роль.

1993 «Прощай, моя наложница» Bawang bie ji (Ba wang bie ji)
Режиссёр: Чэнь Кайгэ
В главных ролях: Чжан Гожун, Чжан Фэнъи, Гун Ли

Классический пример кино, которое нравится всем. Сделано доходчиво и обладает художественной ценностью. Прекрасный образец успешного сотрудничества кинематографистов материкового Китая, Тайваня и Гонконга. Фильм удостоен высшей награды Каннского кинофестиваля – Золотой пальмовой ветви.

1995 «Под жарким солнцем» Yangguang canlan de rizi
Режиссёр: Цзян Вэнь
В главных ролях: Ся Юй, Гэн Лэ, Нин Цзин

Совершенно новое для своего времени кино и по содержанию и по форме. Фильм ознаменовал наступление новой эпохи в развитии китайского кинематографа. Зрителям представлена богатая мыслями и наполненная глубоким смыслом картина взаимоотношений человека и общества, культуры и психологии.

1996 «Жизнь после Лэй Фэна» Likai Lei Feng de rizi
Режиссёр: Лэй Сяньхэ, Кан Нин
В главных ролях: Лю Пэйци, Сун Чуньли, У Цзюнь

В тот год фильм стал чемпионом по сборам и количеству посмотревших его в кинотеатрах Китая зрителей. В одночасье это кино стало модной темой для разговоров. Картина в очередной раз вызвала в китайском обществе дискуссию о Лэй Фэне, его поступках и жизни.
[Лэй Фэн (1940-1962 гг.) был командиром автомобильной роты одной из частей Народно-освободительной армии Китая (НОАК). В 1962 году погиб при исполнении служебных обязанностей. За свою короткую жизнь он совершил множество образцовых поступков. В 1963 году Мао Цзэдун и другие руководители Центрального Комитета Коммунистической партии Китая объявили Лэй Фэна героем и призвали народ всей страны учиться у Лэй Фэна. Прецедентное имя Лэй Фэн в современном китайскоязычном дискурсе часто обозначает человека, который всецело посвящает себя служению народу и делает добро.]

1999 «Мои родители» Wo de fuqin muqin (Wode fuqin muqin)
Режиссёр: Чжан Имоу
В главных ролях: Чжан Цзыи, Сунь Хунлэй, Чжэн Хао

В 1988 году Чжан Имоу получил гран-при «Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля за фильм «Красный гаолян». Тогда это вызвало сенсацию во всём Китае. И вот через десять лет Берлин снова покорён. За фильм «Мои родители» Чжан Имоу получил приз жюри Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь».

2000 «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Wo hu cang long
Режиссёр: Ли Ань
В главных ролях: Чжоу Жуньфа, Ян Цзыцюн, Чжан Цзыи

В 2000 году «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» был самым заметным среди всех фильмов на китайском языке. Он привлек к себе внимание не только всего китаеязычного мира, но и в кинематографических кругах мира вновь пробудил бурный интерес к китайским классическим рыцарским сюжетам.

2002 «Герой» Ying xiong (Yingxiong)
Режиссёр: Чжан Имоу
В главных ролях: Ли Ляньцзе, Лян Чаовэй, Чжан Маньюй

Демонстрация этого блокбастера была приурочена к встрече Нового года. Новаторская работа. По всей стране кассовые сборы составили рекордные 300 миллионов юаней. Но самое интересное в том, что с этого фильма возникло необычайное явление, когда китайские зрители «смотрят и ругают» блокбастеры.

2003 «Бросок с Амазонки» Chongchu Yamaxun
Режиссёр: Сун Ямин
В главных ролях: Хоу Юн, Му Лисинь

Новый тренд в эстетике китайского военного кино. Фильм произведён на киностудии «Первое августа» на основе реальных событий. Современный фильм в стиле милитэри-экшн. Картина удостоена главной премии за лучший фильм «Золотой петух» на 22 китайском национальном кинофестивале.

2004 «Мир без воров» Tianxia wu zei (Tian xia wu zei)
Режиссёр: Фэн Сяоган
В главных ролях: Лю Дэхуа, Лю Жоин, Гэ Ю

Значение этого фильма в том, что он стал самым успешным за последние годы образцом китайского кино, созданного по голливудской коммерческой схеме. В аспекте всестороннего взаимопроникновения китайской и западной культур в китайском кино эта картина имеет историческое значение.

2005 «Ожидая в одиночестве» Duzi dengdai
Режиссёр: У Шисянь
В главных ролях: Ся Юй, Ли Бинбин, Гун Бэйби

Фильм реалистично показывает многие стороны жизни современной китайской молодёжи. Он привнёс в китайский кинематограф оригинальные совершенно новые представления и идеи. Такого в отечественном кино ещё не было.

2006 «Сумасшествие из-за камня» («Сумасшедший камень») Fengkuang de shitou
Режиссёр: Нин Хао
В главных ролях: Сюй Чжэн, Го Тао, Хуан Бо

Малобюджетная кинокомедия в жанре чёрного юмора. Креативность «Сумасшедшего камня» намного превосходит его художественный уровень. Режиссёр Нин Хао взял именно фильмом как таковым и открыл для малобюджетного кино новые перспективы развития.

2007 «Во имя чести» Ji jie hao
Режиссёр: Фэн Сяоган
В главных ролях: Ван Баоцян, Чжан Ханьюй, Ляо Фань

Новые методы, использованные в фильме, позволили говорить на выбранную тему максимально широко. Правильное и успешное повествование о ценностях, таящихся в глубинах истории и традиций нашей страны. Фильм задал новое направление развитию китайского кинематографа.

2008 «Мэй Ланьфан» Mei Lanfang
Режиссёр: Чэнь Кайгэ
В главных ролях: Ли Мин, Чжан Цзыи, Юй Шаоцюнь

«Мэй Ланьфан» Чэнь Кайгэ не простое воспоминание о былом. Излагая события в обратном порядке, режиссёр рисует главного героя в разные периоды его жизни. Соответственно показаны проблемы разных исторических эпох.
[Мэй Ланьфан (1894-1961) – знаменитый китайский артист, исполнитель ролей женского амплуа «дань» в пекинской опере]

2009 «Основание республики» Jian guo da ye (Jianguo daye)
Режиссёры: Хань Саньпин, Хуан Цзяньсинь
В главных ролях: Тан Гоцян, Чжан Голи, Сюй Циндэн

Фильм снят в честь празднования 60-летия образования Китайской народной республики. Для участия в создании фильма были приглашены более ста китайских кинозвёзд. В картине прямо и откровенно воссозданы важнейшие исторические события, связанные с многопартийным сотрудничеством и созданием Народного политического консультативного совета.